Экологическое сознание и экологическое образование.

Сознание- это высшая, свойственная только человеку, форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому т к себе, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности. В свою очередь, экологическое сознание – это форма общественного сознания, находящаяся в стадии формирования, включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотиваций, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно практику отношений между человеком и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижения оптимального состояния системы «общество-природа».

Становления экологического сознания характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов и проблем, опора на науку, соединение науки с гуманными ценностями, способность подняться над своими интересами ради интересов более широких общественных слоев, стремление действовать во имя сохранения природ, спасения жизни на планете.

Становление экологического сознания идет по четырем направлениям: научному, экономическому,, культурному (выражается в желании сохранить природу как часть культурного наследия) и политическому (создание условий для гармоничного существования человека).

Содержание экологического сознания раскрывается, через такие понятия как экологические отношения и экологические действия. Экологические отношения включают в себя различного рода эмпирические знания, взгляды и традиции той или иной культуры, тогда как экологические действия включают систему регулятивных принципов нравственного характера.

Структура (основные компоненты) экологического сознания:

  *  Рациональные
  *  Чувственно-эмоциональные
  *  Поведенческие

Для благоприятного формирования экосознания необходимы соответствующие законы, общественное мнение, и экологическое воспитание и образование с детских лет.

Основная функция экологического сознания- регулятивная. Она проявляется в регулировании человеческой деятельности, от нормативно-стимулирующей до ценностно-ориентированной.

Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение, систематизацию знаний об окружающей среде, приобретение умений и навыков природоохранной деятельности и формирование общей экологической культуры.

Структура экологического образования:

  *  Биоэкология (биологические и экологические факультеты)
  *  Геоэкология (географические и геологические факультеты)
  *  Химическая экология (химические факультеты)
  *  Технологическое образование (природоохранные факультеты и кафедры)
  *  Социо-экономическое экологическое образование (социологические и экономические факультеты)

Система непрерывного экологического образования, в контексте существующей государственной политики в области экологического образования, является совокупностью преемственных экологических образовательных программ, соответствующих государственным образовательным стандартам, и реализующих образовательных учреждений, независимо от их организационно правовых форм.

Информационное экологическое образовательное пространство России включает в себя особо охраняемых природные территории и историко-культурные комплексы, антропогенные ландшафты, объекты производства и услуг (сферы науки, культуры, искусства, спорта, туризма), иные сферы жизнедеятельности людей, служащий целями формирования экологической культуры.

Экологическая культура – наследуемый опыт жизнедеятельности человека и его взаимодействиях с окружающей средой, способствующий к здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.

Важными чертами экологической образованием являются открытость, многомерность, ориентация на непрерывный творческий поиск, представленный объективной картины мироздания.

Основными направлениями экологического образования являются:

  *   Усвоение идеи охраны природа
  *   Получение профессиональных и специализированных знаний

Экологизация образования – это масштабное проникновение идей, понятий, принципов, подходов экологии в структуру подготовки специалистов самого разного профиля, ведущее, в конечном счете, к формированию экологических ценностей.